Воронцовский дворец был построен по проекту английского архитектора Эдуарда Блора (1789— 1879), придворного зодчего королевы Виктории и короля Вильгельма IV, являющийся одним из основателей лондонского королевского археологического института. Свой вклад Э.Блор внес и в сооружение знаменитого Букингемского дворца в Лондоне и замка Абботс Форд в Шотландии для Вальтера Скотта.

В начале XIX в. в Англии, как и в других странах, развивается романтическое направление в архитектуре и искусстве. Неудовлетворенность общественными порядками вызвала в среде деятелей науки и культуры стремление идеализировать средневековое прошлое. В архитектуре романтическая идеализация средних веков проявилась в использовании форм средневековых построек — романских, готических, мавританских и др. Блор был одним из зачинателей романтического движения в Англии.

Для Воронцовского дворца Блор составил проект в псевдоготическом стиле, причем в нем преобладали элементы именно английской позднеготической архитектуры XVI в. Однако выбор архитектурного стиля дворца был обусловлен не только англоманством Воронцова (он был сыном русского посла в Англии, где жил и воспитывался в течение 20 лет, и всю свою жизнь оставался англоманом). Алупкинский дворец не является исключением в русской архитектуре того периода.

В 30—40-х годах XIX в. наблюдается отход от принципов классицизма и распространение эклектики. Для многих построек этого периода характерно обращение к стилям более ранних эпох и сочетание в одном архитектурном памятнике элементов различных стилевых направлений. В зданиях, строящихся в центральной России, появляются в это время готические формы. Влияние английской готики, характерное для Алупкинского дворца, связывает его с целым рядом памятников русской архитектуры: это постройки английского архитектора Менеласа в Детском селе, Н. Л. Бенуа в Петергофе (придворные конюшни, вокзал, церковь), белый зал мраморного дворца и церковь в Парголове архитектора А. П. Брюллова, архитектурный ансамбль в усадьбе Паниных Марфино, созданный М. Д. Быковским. Использование элементов готики и других архитектурных форм ранних эпох было характерно главным образом для загородных усадеб.

Особняки дворянских имений на Южном берегу тоже строят и с восточными элементами, и в готическом стиле. Не случайно один из современников писал: «Поднявшись на горы средней вышины, вы начинаете усматривать вдоль по дороге дачи с домами, выстроенными самым затейливым образом. Попеременно вы видите то небольшой дом в азиатском вкусе, трубы которого похожи на минареты, то красивый готический замок, то уютненькую дачку вроде «английских коттеджей», совершенно погруженную в море зелени и цветов». Так, в английском готическом стиле строятся дом и церковь в гаспринском имении A. H. Голицына, церковь в Алуште и другие постройки архитектора Торричелли. Использование готических элементов свойственно постройкам в усадьбах «Софиевка» Л. А. Нарышкина, графа И. О. Витта в Ореанде, А. С. Голицыной в Кореизе. Таким образом, Алупкинский дворец по своим архитектурным формам в какой-то степени был близок к целому ряду сооружений как в центральной России, так и на Южном берегу Крыма.

В основном Алупкинский дворец выдержан в стиле Тюдоров. Это стиль английской архитектуры XVI в. — периода перехода от поздней готики к стилю Возрождения. Однако сам Воронцовский дворец нельзя назвать простым копированием английских неоготических сооружений: он является своеобразной интерпретацией стиля Тюдоров.

При проектировании дворца прежде всего были учтены особенности архитектуры Крыма, долгое время находившегося под влиянием турецко-татарского владычества и сохранившего еще в начале XIX в. восточный колорит. Этим объясняется характер архитектуры главного фасада центрального корпуса, который создан в стиле мусульманской мечети. Бесчисленные шпили и башенки, своеобразное завершение стен напоминает восточные минареты.

Во внутренней отделке парадных помещений дворца также встречаются восточные элементы и орнаменты, характерные для южной местности (грозди винограда, цветы южных растений), несмотря на то, что во всех залах преобладают готические элементы в декоре.

Эти, казалось бы совершенно несовместимые в одном здании, архитектурные формы поздней готики и Востока в Алупкинском дворце сочетаются настолько удачно, что он не производит впечатления эклектически вычурного здания, а, наоборот, приобретает неповторимое своеобразие.

Дворец состоит из отдельных корпусов, которые образуют единый архитектурный ансамбль.

Главный подъезд ко дворцу был с западной стороны от Симеиза. Человека встречают здесь строгие монументальные башни с бойницами, узкий и мрачный проезд средневекового замка. Этот проезд образован корпусом, предназначавшимся для гостей, столовым и хозяйственным корпусами. Между последними перекинут легкий висячий мостик, по которому крепостные музыканты переходили из хозяйственных помещений на балкон, расположенный в столовой. Высокие зубчатые стены корпусов грубой кладки, узкие окна-бойницы, треугольные выступы-контрфорсы — все это как бы создает иллюзию предназначения для оборонительных целей. Реально же эти грозные элементы имеют исключительно декоративное назначение, создавая зрительный эффект.

Суровый проезд Ворноцовского дворца ведет к большому парадному двору с неожиданно возникающим красивым видом на парк, Алупку и горную гряду с вершиной Ай-Петри как на ладони. Центральный корпус дворца, башня с часми, восточный флигель окружают парадный двор с трех сторон, а с севера расположена только невысокая стена граничащая с парком. Роскошная панорама парка и гор воспринимается особенно радостно после мрачных средневековых стен проезда.

Северный фасад центрального корпуса воронцовского дворца очень близок к английским постройкам XVI в., где сочетаются элементы готики и эпохи Возрождения. Вертикальные тяги, многогранные античные колонны, возвышающиеся над крышей и заканчивающиеся красивыми декоративными навершиями, стены с зубцами. Остроконечные купола характерны для готической архитектуры и подчеркивают вертикальное членение здания.

Скромные по очертаниям четырехгранная часовая башня и дополняющий ее восточный флигель привносят строгость и одновременно простоту северного фасада.

Южный фасад Воронцовского дворца, обращенный к морю вместе с шикарной терассой, имеет нарядный и праздничный вид. В его оформлении активно применены элементы восточной архитектуры. Фасад, выполненный как ниша, обрамлен двойной подковообразной аркой, украшенной лепными орнаментальными рельефами. Легкие балкончики с решетками разнообразят одноцветную окраску портала. Для того чтобы еще больше подчеркнуть восточный характер ниши, по фризу ее идет надпись на арабском языке, шесть раз повторяющая восточное изречение: «И нет победителя кроме аллаха».

Прямоугольные стройные колонки, вокруг нишы, заканчиваются высокими башенями и напоминают минареты. Открытые террасы вокруг всего корпуса также характерны для южных построек.

Центральный корпус с восточной стороны соединен длинным коридором-гардеробной с библиотечным корпусом, а с западной стороны помещение зимнего соединяют его столовой. Библиотечный и столовый корпуса, строгие и суровые по своим архитектурным формам, выстроены, как и большая часть дворцового комплекса, в стиле английской архитектуры XVI в.

При строительстве дворца был очень удачно учтен рельеф местности — дворец великолепно вписан в окружающий ландшафт Воронцовского парка. Можно предположить, что перед планировкой дворца Блор приезжал в Алупку. Руководили же строительством английские архитекторы— вначале Гейтон, а с 1833 г. и до окончания всего строительства — Вильям Гунт, который внес ряд изменений в первоначальный замысел Блора.

Комментарии:

Добавить комментарий


Популярные экскурсии

Has no connect to show!

Отзывы:

Контакты

  • Нас можно найти в небольшом поселке Симеиз на Южном берегу Крыма
  • +7-978-71-404-77
  • Написать

Мы в сети

Всдео о Крыме на ЮТУБ Экскурсии по Крыму ВКонтате Экскурсии по Крыму Facebook

О нас

  • Проект Все о Крыме: от описания достопримечательностей и маршрутов до коллекции фото и видео
  • Организация экскурсий по Крыму